ОПИСАНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРОГРАММЫ

Отзывы о программе
Слово протоиерея Романа Ковальского, настоятеля Спасо-Парголовского храма
О цели воспитания ребёнка в православной традиции
Понятие "духовно-нравственное воспитание"
в православной традиции

О воцерковлении дошкольников в группах семейной поддержки "Лучики"
Структура организации занятий
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Общий годовой план занятий
План занятий группы 4-5 лет
План занятий группы 5-6 лет
План занятий группы 6-7 лет
Содержание и материалы занятий группы 4-5 лет
Содержание и материалы занятий группы 5-6 лет
Содержание и материалы занятий группы 6-7 лет
Гимн Лучиков
Сценарий праздника, Рождество Христово, группа 3-4 года
Сценарий праздника, Рождество Христово, группа 5-7 года
Сценарий праздника, Воскресение Христово, Пасха 3-4 года
Сценарий праздника, Воскресение Христово, Пасха 5-7 лет
Пасхальная сказка
Материалы занятий с родителями,
Школа Православной Семьи

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Методическое пособие,
О преподавании Закона Божьего у дошкольников

Педагогические принципы св. прав. Иоанна Кронштадтского
Рекомендации для воспитателей и педагогов
О христианском воспитании и воцерковлении
в наши дни

Анкеты для родителей
Списки рекомендуемой литературы

Понятие «духовно-нравственное воспитание» в православной традиции

Протоиерей Александр Зелененко

Сегодня в педагогической сфере, в вопросах воспитания как никогда много противоречий и разномыслия: в ценностных приоритетах, в мировоззренческих взглядах, в педагогических концепциях, во взглядах на развивающуюся личность и на учебно-воспитательный процесс.

В педагогической сфере на государственном уровне наглядно мы видим отсутствие:
− общепризнанного личностного идеала;
− единой духовно-мировоззренческой основы жизни и воспитания: единой педагогической концепции и цели воспитания, единых задач и принципов воспитания;
− единонаправленной целеустремленной педагогической деятельности в соборном единстве усилий в воспитании цельной личности в семье, школе и в обществе;
− благотворной среды взращивания такой личности.

При полной рассогласованности и беспринципности, царящей сегодня в сфере педагогики, неудивительно, что воспитанность детей стала большой редкостью, не говоря уже о воспитании духовном и нравственном.

Для правильного воспитания и жизни человека необходимо:
− ясное и верное представление об идеале совершенства как желанной цели, к которой призван и должен быть устремлен человек;
− реальное существование такого идеала и живая связь с ним;
− самопознание, открывающее человеку меру несоответствия и удаленности от этого идеала;
− знание пути, предстоящих задач, средств, методов и меры усилий, необходимых к устремлению и уподоблению ему.

Наряду с множеством видов воспитания ребенка (физическое, трудовое, эстетическое, умственное, патриотическое), пожалуй, самым тонким и трудоёмким, является духовно-нравственное воспитание (далее ДНВ). Но именно оно является наиважнейшим и судьбоносным, не только для периода земной жизни человека, но особенно для жизни вечной. И на сегодняшний день существует явная проблема – разномыслия воспитателей в понимании сущности, смысла и содержания понятия ДНВ и его процесса. Что ни диссертация, защищенная на эту тему, тем больше разномыслие и разноголосица по данному вопросу. Буквально по поговорке: «всяк кулик свое болото хвалит».

В педагогике и её главной ипостаси – воспитании – очень важен принцип единства педагогического влияния. Но предшествовать этому должно единство воспитателей в понимании сущности и самого процесса ДНВ. В противном случае их действия будут разрозненны, напоминая персонажей известной басни А. И. Крылова «лебедь, рак и щука». Во избежание этого вызрела данная тема «О сущности, смысле и содержании понятия духовно-нравственное воспитание детей» в многовековой православной традиции».

Традиция означает преданье, передачу жизненного опыта от старших к младшим, от предков к потомкам, все, что устно перешло от одного поколения на другое [2, с. 425]. Передача веры, знаний, умений, жизненных навыков, обычаев, традиций (семейных, родовых, национальных, церковных и т. д.). Из всего этого формировались мировоззрение, профессиональные качества и свой жизненный опыт, в том числе и опыт воспитания в семье [10, с. 2].

Интересное определение понятию «воспитание» даёт русский философ А. С. Хомяков: «Воспитание есть попечительная деятельность, посредством которой одно поколение приуготавливает следующее за ним к деятельности на историческом поприще отцов» (цит. по [8, с. 38]).

Согласно Библии существует Божие призвание о воспитании детей преемственно в вере: Веру и Заповеди Божии, определяющие пути человеческой жизни, в процессе воспитания следовало передавать как самое ценное достояние. «Передайте об этом детям вашим; а дети ваши пусть скажут своим детям, а их дети следующему роду» (Иоил. 1, 3) [1]. Это преемство веры от старших поколений к младшим заповеданное Богом, все люди должны передавать как ценнейшее завещание, наиважнейшую духовную эстафету, дабы не пресеклась вера и главное на земле дело – спасения душ человеческих.

В этом и заключается ценность воспитания, как самого дорогого наследства для будущей жизни, которое должно преемственно передаваться как величайшее достояние и добродетель из поколения в поколение, в роды родов.

Чтобы нам подойти к раскрытию данной темы, важно обрести:

1. Верное осмысление самого термина – духовно-нравственное воспитание и его содержание, в духе православной традиции; путь к осмыслению его лежит через осмысление:
а) понятия духовно-нравственной жизни, к которой призвано возвести человека воспитание;
б) сущности и содержания понятия «воспитание»;
в) сущности и содержания духовного и нравственного воспитания.

2. Истинное понимание духовно-нравственного воспитания как жизненного процесса первостепенной важности, протекающего в семейно-родовой, церковно-общинной и социокультурной сферах.

3. Понимание практического осуществления процесса духовно-нравственного воспитания с учётом идеала, цели, задач, условий, средств и принципов. Каков же истинный смысл и направленность воспитания в православной традиции? В русском языке слово «воспитание» имеет общий корень со словом «питание», но существенно отличается от него по смыслу, содержанию и направленности.
Приставка «вос» придает смыслу направленность вверх, (вос – как вос-полнение, вос-парение и вос-хождение к горним высотам, к миру горнему духовному, что говорит о возрастающем совершенствовании человека в его становлении, с целью восстановления в нём повреждённого грехом образа Божия [4, с. 24].
Таким образом, питание есть насыщение тела земным, а воспитание есть насыщение души содержанием духовным. Такой пищей для души являются различные впечатления – духовные, словесные и образные. Добрыми впечатлениями душа восполняет обычное, земное, питание тела тем святым, чистым и возвышенным питанием, что исходит от Бога, святых и благочестивых людей. Особенно восполняют высокими, чистыми впечатлениями ума и сердца (внутреннего человека) – слова веры, мудрости и любви (1 Тим. 4:6) [1] и Божественной истины Евангельского учения, ибо «не хлебом одним жив будет человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4) [1]. Насыщаться должна душа благодатию Святого Духа, являющегося (по слову свт. Николая Вельямировича Сербского) воздухом нашей души – об этом поет святая Церковь за богослужением: «Духом Святым всякая душа живится и чистотою Его возвышается» [5, с. 15].
Несказанно высокой пищей для души и благодатным питием для верных Богу христиан является Евхаристия, центральное Таинство Церкви – Причащение пречистым Телом и Кровью Господа нашего Иисуса Христа, в котором достойно причащающийся сподобляется высшего облагодатствования. «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем»; «…имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6: 56; 54) [1].
Не менее важно напитать души детей любовью к Господу и святым Его. А, значит, образами благочестия – Иисуса Христа, Матери Божией и святых угодников Божиих прославленных Церковью, а так же подвижников веры и благочестия, не забывая о благочестии самих родителей и всех, кто окружает и особенно воспитывает детей, чтобы по их примеру они зажили богоугодной жизнью.

Впечатления, передаваемые душе:
а) анализаторами пяти органов внешних чувств (зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и осязательные);
б) впечатления, идущие от ума (мыслей, мыслеобразов, умопредставлений и воображений);
в) от сердца (как средоточия религиозно-нравственных чувств: веры, любви, стыда, совести, долга, надежды, ответственности, богобоязненности, благоговения, благодарности), его чувств (сердечных расположений, влечений, желаний, эмоций, переживаний, как добродетельного, так и эгоистически-страстного характера), непрестанно «питающих» и влияющих своим содержанием на душу человека [5, с. 15].

Потому «добрый человек из доброго сокровища (сердца) выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца выносит злое» (Мф. 12: 35) [1].
Сокровище сердца – это сокровенное (сокрытое в сердце как органе духа) духовное содержание, с преобладанием в нём духа Святого Божьего – доброго или иного – злого духа, который проникает в человека через грех, ибо «всякий, делающий грех – есть раб греха» (Ин. 8:34) [1], а грех от диавола. 

Если телу потребны – для дыхания легких – чистый воздух, так душе человека потребен Святой Божий Дух – Божественная благодать, духовно насыщающая и укрепляющая наши души для её духовного возрастания в добродетели. Как для поддержания жизни тела необходимы – воздух, вода и еда, так и для жизни души необходимы – слово, образ и дух, дающие ей впечатления, пробуждающие в душе гаммы чувств и переживаний, которыми жива человеческая душа.

Итак, душа человека «питается впечатлениями»:
а) духовно-энергийными – духовной атмосферой окружающей среды, которая изменчива и особенно зависима от характера человеческих отношений, которые далеко не стабильны, а постоянно колеблются, как говорят «от любви до ненависти»;
б) словесно-звуковыми – что по содержанию и по форме говорится при человеческих взаимоотношениях; что по содержанию читается, поется, какая музыка звучит, что из всего этого сильнее влияет на человека;
в) мысле-образными – впечатлениями образа мыслей, образа поведения, отношений, жизни и всего её содержания, направленности и духа [5, с.16].

Воспитывающее влияние на человека оказывает сама жизнь во всех её сферах: семейной, детсадовской, дворовой, школьной, церковно-приходской и социальной, во всём её многообразии. Душа человека подобно кинокамере запечатлевает духовно-нравственное и безнравственное содержание окружающей её жизни: особенно слов, отношений, поступков, поведения и образа жизни окружающих её людей. Напечатлеваясь и как бы питаясь всем этим, она хранит запечатленное, по-своему анализирует, синтезирует, что-то вытесняет из памяти, а что-то и воспроизводит. Поэтому воспитание есть планомерное содействие развитию и укреплению духовных, душевных, физических сил и способностей человека на пути к христианскому совершенствованию. Совокупностью всех совершенств является любовь (Кол. 3:14) [1], путь к ней – через веру и богоугодную, церковную жизнь по Божьим заповедям [4, с. 25]. В кратком выражении, воспитание – это процесс созидания нравственной и духовной основы жизни человека. А сама земная жизнь – лишь воспитательное поприще из двух слагаемых: воспитание и самовоспитание.

Обратимся к рассмотрению духовности, духовной природы и духовного воспитания человека.
Духовность – слово, производное от слова «дух». В науке дух – это нечто до конца непознанное, неизученное, сокрытое от сознания человека. В Православии понятие «дух» в его предельном значении идентично понятию «Бог»: «Бог есть дух…» (Ин. 4, 24) [1], поэтому, в абсолютном смысле и значении чистейшим духом является Бог, как высшая Основа бытия и всего сущего. И, согласно христианскому пониманию, духовен тот, кто наиболее уподобился Богу в добродетели, стал богоподобен [7, с. 18]. Бог открыл себя и в максимальной полноте человечеству – в Иисусе Христе, Сыне Божием. Поэтому Его образ, Его Слово, запечатленное в Евангелии, является выражением той духовности, которую христианство утверждает как высочайший идеал человеческой жизни» [3, с. 188].

Духовность – способность руководствоваться в своем поведении (в личной, семейной и общественной жизни) высшими ценностями, следуя идеалу истины, добра и красоты, воплощенных в Богочеловеке – Иисусе Христе и ему уподобившихся – святых.
Духовность можно определить как «благодатность, благочестие, а в высшем проявлении –святость как цель всех человеческих стремлений» [3, с. 19]. А что есть дух человека? По своему существу человек есть живой, личный дух. Дух в человеке – самое главное, есть та первоисточная сила, которая направляет и управляет всеми жизненными процессами в человеке – мыслями, чувствами, желаниями, отношениями, поведением, характером и образом жизни [7, с. 28].

При наличии трехмерности в устроении природы человека,
− дух является главной ведущей и управляющей силой человека;
− душа – воспринимающей и познающей (в себе хранящей и синтезирующей) силой (или свойством) человека;
− тело служебным органом разумно-свободной души, воплощающим ее желания.

Цель и назначение духа «есть общение с Богом и миром духовным» (ангелами и святыми) с тем, чтобы вводить человека «в жизнь в Боге» и блаженство «через живое с Ним общение» [9, с. 88]. Сущность духовного становления составляет путь воссоединения человека с Богом (как обожение). Это есть путь спасения падшего человека, путь его восстановления в первозданной чести [9, с. 88].

Обратимся к сути нравственной природы человека. Истоки нравственности следует искать в самой духовно-нравственной природе человека. Основы ее заложены Богом в наше существо, они присущи всем людям, они общечеловечны. Апостол Павел удостоверяет, что нравственные потребности написаны в сердцах людей (Рим. 2, 14) [1] и имеют силу постоянно действующего закона внутри самой же человеческой природы. Нравственный закон соподчинен духовному и есть то, чему подчиняются биологическая и психическая стороны жизни человека.

Нравственность есть производное, одно из измерений и проявлений духовности человека. Духовность – то, чему подчиняется нравственность, поскольку духовный уровень – вершина и средоточие бытия, в целом, и человека, в частности. Нравственность оценивается по нашим поступкам (которые внешне могут восприниматься добрыми), а духовность – по внутренним, невидимым мыслям, чувствам, сердечным расположениям, движущим мотивам души (которые могут быть худыми), в зависимости от степени ее нравственной чистоты или испорченности. Если человек в речах и внешнем поведении хорош, но в сердце своём корыстен, лицемерен и тщеславен, то он далек от подлинной духовности. Как и сказал Христос: «Приближаются ко Мне люди эти устами своими и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня. Но тщетно чтут Меня…» (Мф. 15:8,9) [1].

Характер нравственных проявлений человека формируется из внутренних движений разумной души, ее сердечных расположений и требований, из ее стремлений к добру и отвращения от зла. Церковная традиция утверждает, что один только Бог может, освобождая человека от смерти и греховного пленения, вернуть ему возможность обожения. Духовно-нравственное становление представляет собой процесс обретения человеком личностного бытия в церковной жизни [10, с. 4].

Богоподобие человека проявляется через воссоздание соборного единства человеческой природы в жизни по христианским заповедям и добродетелям – смирения, кротости, терпения, целомудрия, любви, милосердия, чистоты сердца, миротворчества, твердости в исповедании веры [10, с. 7].

Церковь, семья и школа образуют совокупность условий, определяющих духовно-нравственное становление человека в православной традиции. Создание условий для духовно-нравственного становления человека, для обретения им личностного бытия в Церкви, усвоение личностью спасительного, нравственно востребованного духовного опыта составляет сущность процесса воспитания в православной педагогике. Педагогическая поддержка врожденной потребности человека к познанию Истины и к Богообщению составляет суть обучения в православной традиции [5, с. 24].

Воцерковление есть наилучшее средство духовно-нравственного воспитания личности христианина, как двуединый процесс. «Воцерковить – значит, осветить светом веры весь круг понятий и практической жизни человека, положить в основу жизни не цель развития личности, а цель спасения человеческой души от греха и его последствий – страданий, как временных, так и вечных. Спасение не отрицает развития, но лишает его стихийной самоценности. Вне спасения, развитие понимается как самоутвержденческая самореализация, которая, как правило, разжигает страсти и питает человеческую гордость. В рамках спасения развитие реализуется в (возрастании в вере как верности и любви, её силе и качестве) в формах бескорыстного благотворения и жертвенного служения» [10, с. 10].

«Воцерковить – научить не только жить, но и мыслить по-христиански, то есть обращаться за руководством, прежде всего, к учению Церкви, а не к науке; преодолеть разлад между мыслью и чувством, плотью и духом, знанием и верой; обрести полноту бытия в мире материальном и мире духовном; не исправлять и формировать, а освящать и преображать личность в Духе Истины и Любви» [10, с. 12].

Именно в Церкви происходит неизменное единение человека со Христом, в Котором источник благодатной силы, позволяющей принести плод в духовной жизни и во всяком деле. ...Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне (Ин. 15, 4) [1].

Церковность есть одно из важнейших качеств православной веры, проявляющаяся в том, что человек по вере строет всю свою жизнь, а главными формами общения с Богом полагает духовное чтение, молитву и таинства Святой Церкви. Таким образом, вся жизнь человека проходит в лоне святой Церкви, в живом интенсивном ритме годового богослужебного круга, в благодатном духе и строе церковной жизни.

Можно провести сравнительную параллель, открывающую нам смысл и высокое назначение Церкви на земле. Как в утробе родной матери у каждого из нас формировалось наше тело и зачиналась жизнь души, подобно этому, но уже в утробе Матери-Церкви, в лоно которой мы входим через Таинство Крещения, под её благодатным водительством в течение всей земной жизни должно идти наше воспитание, обучение и образование, через стяжание даров благодати Святого Духа, для «вызревания души» к будущей вечной жизни [5, с. 24].

Наиболее полно и точно раскрывает содержание воспитания русский философ А. И. Ильин: «Воспитать ребенка значит заложить в нем основу духовной жизни, сформировать характер и довести его до верного самоопределения в жизни и способности самовоспитания. Воспитать ребенка значит подготовить его к вполне самостоятельному существованию в сложном современном мире, принятию правильных решений в любых неожиданных ситуациях. Воспитать ребенка – значит, поставить его на стезю самоотверженного и радостного служения своим ближним, своему Отечеству, своему Господу» [6, с. 42].

Список литературы

1. Библия. – М.: 1992.
2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 томах. – Т. IV. – СПб. 1998.
3. Дивногорцева С. Ю. Основы православной педагогической культуры. ПСТГУ. – М., 2014.
4. Зелененко Александр, прот. Важнейшие принципы православной педагогики. Канд. дисс. / СПбДА. – 1997.
5. Зелененко Александр, прот. О христианском воспитании и воцерковлении детей в наши дни. – СПб.: 2016.
6. Ильин И. А. Путь духовного обновления. – М.: 1995.
7. Нефедов Геннадий, прот. Духовная жизнь – М.: 2006.
8. Петрунина Т. А. Философско-антропологические основания Российской педагогики. Докт. дисс. – Екатеринбург: 2004.
9. Феофан Затворник, еп. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? – М.: 2004.
10. Шестун Георгий, игумен. Православная традиция духовно-нравственного становления человека. – Самара, 2010.