ОПИСАНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРОГРАММЫ

Отзывы о программе
Слово протоиерея Романа Ковальского, настоятеля Спасо-Парголовского храма
О цели воспитания ребёнка в православной традиции
Понятие "духовно-нравственное воспитание"
в православной традиции

О воцерковлении дошкольников в группах семейной поддержки "Лучики"
Структура организации занятий
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Общий годовой план занятий
План занятий группы 4-5 лет
План занятий группы 5-6 лет
План занятий группы 6-7 лет
Содержание и материалы занятий группы 4-5 лет
Содержание и материалы занятий группы 5-6 лет
Содержание и материалы занятий группы 6-7 лет
Гимн Лучиков
Сценарий праздника, Рождество Христово, группа 3-4 года
Сценарий праздника, Рождество Христово, группа 5-7 года
Сценарий праздника, Воскресение Христово, Пасха 3-4 года
Сценарий праздника, Воскресение Христово, Пасха 5-7 лет
Пасхальная сказка
Материалы занятий с родителями,
Школа Православной Семьи

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Методическое пособие,
О преподавании Закона Божьего у дошкольников

Педагогические принципы св. прав. Иоанна Кронштадтского
Рекомендации для воспитателей и педагогов
О христианском воспитании и воцерковлении
в наши дни

Педагогический семинар по рассказу Б.Алмазова
"Простите меня"

Понятие принципа в православной педагогике
Анкеты для родителей
Списки рекомендуемой литературы

Понятие принципа в православной педагогике

Протоиерей Александр Зелененко

Фрагмент из диссертационного исследования на тему: «Важнейшие принципы православной педагогики».

Данная работа посвящена выявлению и описанию наиболее важных педагогических принципов православной педагогики. Сама постановка темы требует определить, что такое «принцип» как исходная философская категория в целом и «педагогический принцип» в частности.

Принцип (от лат. principium – от греч. αρχή «архи» – начало, основа) – это философская категория: устремленная к тому, чтобы найти такой принцип, как первооснову, начала и причину бытия, который действительно содержал бы в себе основания для всего существующего – что составляло главную задачу античной философии. Идеальные нормы такого метафизического принципа сводятся к трем основным требованиям и такой принцип должен обладать: наибольшим внутренним единством, наибольшею полнотою содержания и иметь связь с тем, что из него объясняется, которая должна быть наиболее ясной и обязательной.

Ряд энциклопедических словарей дают определение понятия «принципа» с незначительными вариациями. В обобщенном виде оно может быть представлено следующим образом:

1) основное, исходное или начальное положение, (основоположение – прим. автора), руководящая идея какой-либо теории, учения, науки (например, педагогики – прим. автора), действия;

2) внутреннее убеждение человека, взгляд на вещи; основное правило поведения, отношений, деятельности *(1)  (например, правило воспитания – прим. автора).

Понятие, заключенное в термин «принцип» – универсально и может быть рассмотрено философски, богословски, исторически, логически, филологически, и педагогически (будучи часто употребляемо в педагогических трудах). Нас интересует богословско-педагогическое понимание принципа, более углублённое и расширенное в осмыслении.

Само слово «принцип» – латинский перевод греческого слова αρχή «архи» – начало, исторически оно впервые появляется в греческой философии. Греческие философы рассуждали прежде всего о началах бытия. Даже само понятие «бытие» (по-гречески «ΟωΝ» «Сущий», вводится Парменидом как понятие «начало всего сущего». Будучи началом, оно же выступает и как конечная причина – это же логическое отношение потом многократно повторяется в православной греческой иконографии образа Христа Спасителя в сочетании греческих букв «α» «альфа» и «ω» «омега» и слова «ΟωΝ» «Сущий», имея в своей основе слова Господа: «Я – Альфа и Омега, начало и конец» (Откр. 1:8), то есть основополагающий Принцип бытия. Отсюда вытекает главный принцип всей жизни христианина и христианской педагогики – принцип Христоцентричности, побуждающий нас всегда и во всём сообразовываться со Христом, как Истиной, Жизнью, Светом миру и Путём нашего спасения (Ин. 14:6).

С богословской точки зрения, принцип, как основополагающее начало, не есть лишь безличная категория или абстрактное понятие, нет; он соотносим с Тем, Кого мы воспринимаем верою, как началом и источником всякого бытия (Исх. 3:14). Для христиан началом всему явился Бог – Творец, Вседержитель, Промыслитель, Начальник жизни, Отец будущего века: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет для людей» (Ин. 1:1-4). Как видим, в начале всего было Слово – Христос, Который Сам является исходным началом всем и всему: «Им же вся быша» (О Иисусе Христе из Символа веры).

И что самое важное, Личностным Первопринципом всего сущего, а значит – первоначальной основой, как Бог и источник всякого бытия (Исх. 3:14), и источник бытия всей твари (Пс. 103:29), обусловлен личным, а значит, этическим отношением к Сущему, отношением любви, Им заповеданной (Мф. 22:37). Поэтому главный принцип христианской жизни вообще и педагогического процесса, их первооснова – это Личность Христа-Спасителя и любовь к Нему и образу Его в каждом человеке (Мк. 12:30-31; Лк. 10:27). Это основа домостроительства спасения людей и всего мира от греха, проклятия и смерти, как вечной погибели души для жизни будущего века (см. 1 Кор. 3:10-11).

А основой христианской педагогики как богоугодного и спасительного руководства детьми, является научение их личным примером благочестия взрослых, чтобы воспитать в них любовь ко Христу, Его Церкви и образу Божьему, запечатленному в каждом человеке. Это осуществимо лишь через сообразование воспитателями всей жизни со Христом и стремлением уподобляться Ему: в слове, житии, любви, в духе, в вере, в чистоте, в служении (см.1 Тим. 4:12), предпочитая и ставя Его выше всего, всегда и во всём, научая этому искусству самоотверженной христианской любви детей.

По ходу нашего историко-педагогического исследования мы выявили, что принципы православной педагогики имеют глубокую взаимосвязь со своим главным основанием – Христом: «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Кор. 3:11), Божественным Откровением (2 Тим. 3:16-17), церковной догматикой, антропологией, этикой и святоотеческой аскетической.

Попытаемся сформулировать определение понятия «принцип» в педагогике.

Педагогический принцип – есть основоположение, служащее смыслообразующим и формообразующим началом, выявляющим дух, содержание, направленность и границы деятельности в педагогическом процессе. Принципы в педагогике есть некие идейно-смысловые ориентиры – «маяки» в педагогическом процессе.

Педагогический принцип – это норма, способ и алгоритм того, как воплощать неизменные истины педагогического искусства в изменяющихся условиях истории, жизни общества и людей. Поэтому пользоваться педагогическими принципами – значит уметь находить в них сущностное ядро педагогических истин и затем это неизменное актуализировать в педагогическом процессе с учётом условий, возможностей и обстоятельств.

Итак, принцип в педагогике может рассматриваться как важнейшее, идейно-смысловое правило, руководствующее к действию в педагогическом процессе. Благодаря педагогическим принципам решаются задачи и реализуются цели православной педагогики. Принципы служат средствами и ориентирами верности всего педагогического дела.

Для претворения в жизнь принципов православной педагогики, выявляемых в педагогическом наследии прошлого, требуется не просто знание этих принципов, а духовное усилие над собой (молитва, сердечная чуткость, рассудительная любовь терпение, самообладание), педагогическое чутьё, опыт, такт и мастерство по ходу всей жизни и педагогической деятельности.

О смысловом созвучии понятия «педагогический принцип»
с понятием «церковный канон»

Канон – слово греческое, по смыслу буквально означает прямую палку, служащую для опоры, а также измерения, проведения прямой линии, позднее в более переносном значении – имеет смысл правила, как нравственной, так и юридической нормы, в этом смысле оно и употребляется в церковной терминологии.

В Священном Писании впервые слово канон, в значении правил (как богоугодных норм поведения и жизни), употребляется в посланиях Апостола Павла (Гал. 6:16; Фил. 3:16). Каноны – это правила веры и жизни христианской; постановления вселенских и поместных соборов, а также святых Отцов Церкви.

Каноны св. Апостолов – есть совокупность норм, регулирующих церковные отношения, создавшихся на основании апостольского предания в первые три века христианства. Это правила, которые затрагивали все стороны церковной жизни, касаясь жизни клира, мирян и церковного управления. Этот важный сборник – свод канонических правил (апостольских, соборных и святоотеческих), получил громадное значение в христианской Церкви на все времена.

В церковном понимании канон означает «правило, которое Церковь постановляет в отношении веры и нравственности или церковного благочиния для обязательного выполнения со стороны верующих христиан»*(2) . В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова понятие канон определяется как «правило, непреложное положение какого-нибудь направления, деятельности, учения».*(3)

В искусстве канон – одна из обязательных характеристик прекрасного; каноничность в той или иной мере присуща всем видам искусства всех времен и народов и особенно искусства церковного. Можно сказать, что искусства вне канона никогда не существовало. Отступление от канона в иконографии – равносильно догматической ереси в богословии. Безыскусность и неканоничность приводят к вырождению искусства как такового.

Канон – как правило, норма, максимально приближенная к истине, определение границы разумной меры, как порядок, красота, чистая иерархия, выражение совершенной формы, образа, действия, идеи и идеала. Идея «порядка» распространялась не только на устроение космоса, но и на богословие (например: «О небесной иерархии», «О церковной иерархии» св. Дионисия Ареопагита). Из этой мировоззренческой идеи порядка и упорядоченности Вселенной и вытекала необходимость канона и каноничности в искусстве.

Канон является началом, сдерживающим личностное творчество (правила иконописи, храмостроения, церковного пения и чтения, колокольного звона и т. п.).

Внутренний канон – это свободное и цельное признание иерархического порядка реальных ценностей, образующих в своем согласии божественное всеединство последней и высшей Реальности – Царства Небесного.

Канон предполагает всегда предварительное осмысление, осознание его как единственно возможной формы для данного содержания, его внутренней необходимости, а также осознание его как творческой свободы, претворение его во «внутренний канон». Канон постигается на лучших образцах – как идеал и эталон, к которому надо стремиться.

Приводя свою жизнь и творчество к Богу через канон, вводя их в определенные ритмы, стесняя себя – мы освобождаемся; свободной и все более полной, благодатной становится и наша жизнь, и наше творчество. Вот что такое свобода внутри канона. И наоборот, отходя от постижения канона, как от постижения бесконечно разнообразных, но единых правил правды и красоты, явленных в мире Божием, всякое искусство падает. Падает и человек как личность, страдает, умирает его душа, когда отходит от путей прямых Божиих – канонических.

Подобным образом, как в иконописи важно следовать иконописному канону, так и в православной педагогике – как искусству воспитания в церковном духе, необходимо следовать педагогическим принципам – сродным понятию церковный канон, верно ориентирующим в воспитании и воцерковлении. Православная педагогика призвана помочь ребенку встать на путь, ведущий от доверия к вере и верности из любви к Богу с уподоблением Ему, вплоть до единения с Ним в любви и непрестанного возрастания в её качестве, глубине и силе.

Отступление от догматов в богословии ведет к ереси, пренебрежение иконописным каноном – к созданию картины вместо иконы, а отклонение от педагогических принципов – к отклонениям от спасительного пути в воспитании и жизни. Поэтому понятие «педагогический принцип» в смысловом понимании можно соотнести с понятием «церковный канон», как непреложное правило и критерий верности православному духу в педагогическом процессе.

О личности педагога

Педагог, желающий учить и воспитывать детей в православной традиции, подобен иконописцу, стремящемуся на канонической высоте по даруемой ему благодати содействовать восстановлению, обновлению и просветлению живого образа Божия в ребенке. Он должен вести подвижническую жизнь, обретая личный духовный опыт воссоздания образа Божьего в себе, а через себя в других – подопечных. Личный внутренний опыт подвижничества является ключом, открывающим дверь во многовековой соборный опыт святости. Идеал педагога – совпадение в одном человеке высоты христианского благочестия и педагогического таланта.

Основания и взаимосвязи принципов
православной педагогики

Первым и непреложным основанием для педагогических принципов православной педагогики, их Первоприципом, является Богочеловек Иисус Христос (1), как высший идеал Учителя и пример сыновнего послушания Небесному Отцу, на который должны равняться учащие и учащиеся.

Педагогические принципы должны иметь связь, согласие и единство со Словом Божиим (2), Евангельским учением Спасителя, которое истинно, премудро, непреложно, неизменно и пребывает во век. «… Его слушайте…», было сказано Богом Отцом в момент Христова Преображения (см. Мф. 17:5; Лк. 9:35). «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3:16).

Третьим по значимости основанием педагогических принципов является догматическое учение Церкви (3), руководствующее нас в уразумении истин православной веры, необходимых для благочестивой жизни, христианского воспитания и обучении детей.

Система воспитания определяется нашими антропологическим знанием, представлениями о человеке (4). Вне человека в человеке ничего изменить нельзя, поэтому очень важно понимать, кто такой и что такое человек, что в нём онтологически задано и в каком направлении это необходимо воспитывать и развивать. Педагогика – детоводство, руководство детьми в их развитии с учётом истинного знания о человеческой природе. «Для того чтобы воспитать человека всесторонне, необходимо прежде познать его всесторонне» К. Д. Ушинский.

Нравственно-аскетическое учение Церкви (5) говорит нам о том, каким должен быть богоподобный (обновленный) человек и как практически этого достигать, поэтому в православной педагогике существуют принципы, сопряженные с нравственным и аскетическим учением Церкви.

Каждый педагогический принцип (6) воплощается через следование педагогическим правилам (7) и методическим приёмам (8).

Таким образом:

Христос – идеал Учителя и Сына, послушного Отцу Небесному.

Слово Божие – является педагогическим откровением и руководством.

Догматическое учение говорит о том, каким был первозданный человек по сотворении и каким стал по грехопадении; ибо «если мы не уведаем каким нас создал Бог, то не познаем и того, какими нас создал грех» (св. Григорий Синаит).

Человек так премудро устроен, что вне человека и в человеке ничего изменить нельзя, без его свободного и сознательного согласия на воспитание, обучение и любую деятельность.

Нравственно-аскетическое учение Церкви говорит нам о том, каким должен быть богоподобный (обновленный) человек и как практически достигать этого посредством духовно-трезвенной жизни: поста, молитвы, милостыни, церковных таинств и борьбы со страстями под пастырским руководством.

А православная педагогика через принципы, правила и методические приемы поэтапно руководствует в этом своих воспитанников.
 

*(1) Полный православный богословский энциклопедический словарь: репринт 1992. С. 1188–1189.
*(2) Дьяченко Г., свящ. Полный церковно-славянский словарь. – М., 1993. С. 244–245.
*(3) Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 2-е изд., испр. и доп. М., 1995. С. 258.